WWW.BIKINI-84.COM

Летим на Бикини.


Экспедиция лаборатории морской гравиметрии
Института Физики Земли в Лиепаю. 1973 год.


В школе у меня был товарищ Володя Каленов. После восьмого класса я поступил  для дальнейшего образования в техникум, а Володя продолжал учится в школе. Но дружеские отношения сохранились. осле школы он пошел работать в Институт Физики Земли, что на Большой Грузинской в Москве.  И летом он ездил в экспедицию этого Института в Гарм, это в Таджикской СССР. И вот у меня скоро каникулы.  И он обещает меня устроить в экспедицию. Вакансии были  на Дальний Восток, там наносить какую-то информацию на карты, и в Прибалтику, в Лиепаю, в лабораторию морской гравиметрии, можно сказать радиомонтажником, а официально лаборантом. Лаборатория распологалась в подвале жилого двухэтажного жилого дома, еще немецкой постройки (после войны те дома строили немецкие военнопленные) рядом с метро Полежаевская.  Очень был симпатичный район.

Работа должна была заключатся в сборке печатных плат, пайке микросхем 155 серии. Из этих плат собиралась система сбора и обработки инфориации с гравиметров и акселерометров. Работа не сложная, тем более знакомая, не зря я учился на радиотехника.

Первые числа июня 1973 года. Экспедиция начинает выдвигаться в Лиепаю. Первыми уехали Володя Овчинников с водителем на автомашине ГАЗ-66. В распоряжении экспедиции было два автомобиля - ГАЗ 66 и ГАЗ 69. На Газ 66 отправили спальные мешки, оборудование, приборы, инструменты, баулы участников экспедиции.
Затем часть сотрудников выехала на поезде. А мне выпала доля на атомобиле ГАЗ-69 ехать из Москвы в Лиепаю. В машину накануне загрузили приборы, оборудование, главный запас спирта - фляга 25 литров. Рано утром мы вехали из Москвы. От той поездки запомнилось довольно пустынное Минское шоссе. Вечером добрались до Сморгони. Здесь у водителя жили родственники. На следующий день через Вильнус, Каунас, Клайпеду и Палангу  доехали до Лиепаи. Это был мой первый визит в Прибалтику. Все здесь было иначе.
Лиепая встретила нас отличной погодой. После разгрузки машины, размещения по комнатам и ужина с выпивончиком, двинулись по улице Комьунетес здороваться с морем. Некоторые товарищи смогли эту процедуру провести на карачках, доползя до первой волны.

Лиепая
Работа была - "не бей лежачего". Начальник отряда заболел в Москве, поэтому нагрузки первый месяц почти не было. Несколько раз проводилось производственное совещание, после которог народ выдвигался в сторону великолепного лиепайского пляжа.
И вообщем-то рабочий процес проходил в обществе отличного латышского пива Сенчу алус. Бутылка стоила 33 копейки.  После выпивания 3-х бутылок, шли обменивать пустые буталки на еще одну бутылку пива. И в конце загорания - возвращалось 12 копеек.

Первый месяц мы жили в комнатах старого дома в центре Лиепаи, который до войны принадлежал баронессе, которая жила в этом же доме, в одной комнате. Экспедиция снимала несколько комнат у жильцов. Самая большая комната была лабораторией.

Иногда ездили на Лиепайский рабоперерабатывающий комбинат дегустировать его продукцию. А продукция была замечательная. Треска горячего копчения, свежая, рыбец, сельд пряного посола балтийская, и много другой разнообразной продукции. А в то время рыбоперерабатывающий комбинат охранялся очень строго. Борьба с хищениями велась жестко. А на территории Лиепайского рыбокомбината был расположен маяк. А основание маяка очень хорошо подходило для размещения геофизической аппаратуры. И под видом доставки оборудования , перед этим загрузив в машину ГАЗ 66 кучу всякого оборудования, которого было в лаборатории в достатке, такого как блоки питания, частотомеры, шлейфовые осциллографы, члены экспедиции ехали на рыбокомбинат на дегустацию. На территории рыбокомбината можно было есть что угодно, а выносить - ни-ни. Водитель наш однажды попался на вывозе селедки, которую он спрятал за войлочным покрытиям Газика. Шум долго стоял.
Пройдемся по рыбокомбинату. Первым делом в цех горячего копчения. В нем стояли длинные тунельные печи, в которых с одной стороны вкатывались тележки с навешанными на крючке рыбинами (треской) а с другой строны (а печи были длиной метров 15), выкатывалист тележки уже с готовой копченой рыбой. Снимались с крючков самые аппетитные рабины. Затем в цех где готовилась сельдь пряного посола. Здесь в ряд стояли бочки без крышек. Заворачиваешь рукав рубашки, засовываешь руку поглубже в бочку и нащупываешь самую жирную селедку. Таким образом, затаривщись продукцией, экспедиционный народ подтягивался к маяку, где в его помещении на расставленном оборудовании спокойно проводилась дегустация. Сель была изумительная. С тех пор ничего подобного я не ел.

Вокруг Лиепаи в лесах, на берегах рек располагались базы отдыха различных предприятий. И обязательно с финской баней.
Такие визиты проходили следующим образом. С утра, в пятницу,  начальник проводил совещание. каждому сотруднику выдавалось задание, что приобрести в ближайшем продовольственном магазине - кому пиво, кому водку, кому мясо для шашлыков, мне почему-то запомнилось что жарили кур. После обеда все собирались снова в лаборатории. Все припасы и все сотрудники загружались в две машины, и экспедиция ехала на базу отдыха в финскую баню.
Финская баня распологалась на высоком крутом берегу речки. От выхода из бани начинался крутой деревянный, выстланный линолеумом спуск в речку.
Сначала парилка, затем выскакиваешь из парилки и прыгаешь на спуск. А этот спуск уже полили водой. И летишь в речку. Замечательно. Потом жарим мясо, пиво, водочка. Но надо соблюдать технику безопасности. Кажется Ратушному, чей-то пацан со всего размаха заехал плечом в щеку. Мужик вынырныл из воды, и тут в его щеку влетела масса в 50 кг.  Осторожнее надо быть на воде.
Поздно вечером, отдохнувшие, усталые возвращаемся на базу.
Универмаг Курземе
Интересным мероприятием были поездки в Клайпеду, на рынок. Клайпеда - это морской порт. И конечно в 1973 году там был ассортимент не сравнимый с Москвой. Ну и народ покупал там янтарь. Довольно большой кулек хорошего крупного янтаря стоил там 10 рублей. А уже на работе народ из этого янтаря мастерил различные украшения. В лаборатрии был любой инструмент.

В тот год работа началась где-то в августе. Когда из Москвы после болезни приехал начальник экспедиции. И погода начала уже портится, становилось холоднее, дождливее. Как раз для работы. Мы должны были закончить измерительный комплекс и испытать его на море. На корабле.
В Лиепае в то время размещалась военно-морская база ВМФ СССР. А на базе был отряд кораблей гидрографической службы. В его сотаве были корабли ГС-275, Лаг и тому подобные.
Сборку комплекса закончили. Проверили на земле. Работает. В один из дней перевезли  все оборудование на корабль ГС-275. На следующий день все проверили, и был назначен выход в море.
Моя обязанность в том выходе заключалась в нанесении маршрута корабля на карту. Надо было считывать показания индикаторов навигационной системы Лоран (три циферблата), и интерполируя показания наносить нахождение корабля каждую минуту. А одновременно на перфоленту наносилась информация с гравиметров, акселерометров. Ну а затем зимой в московской лаборатории проводилась камеральная обработка этой информации.

А корабль-то раскачивается, немного штормит. А я держусь. Показания сниму - и из штурманской рубки - подышать свежим воздухом. Долго крепился. Но сопутствующие явления морской болезни наконец дали о себе знать. А после окончания явления стало очень хорошо, и можно было продолжать дальше работать. Это был мой первый выход в море.

Приближалось Первое сентября. Я уже перешел на четвертый курс техникума, и надо бы возвращаться в Москву, продолжать учебу. Наш начальник Станислав Семенович Кутикин попросил остаться. Надо было монтировать еще какой-то узел. Ну а мне-то - только в радость остаться. Позвонил домой, сказал что задерживаюсь. Занятия в техникуме всё равно ничего не давали - на уроках по радиолокационным станциям преподаватель Белов только и делал что диктовал нам текст из описания радиолокационной станции. Так что ничего не терял. И я до 20 сентября прекрасно проводил время в старинной Лиепае.
















































Открыта запись в туристическую группу, направляющуюся на остров Бикини.  Записываться могут только те, кто ходил с Болговым в походы (горные, водные), ездил на соревнования по ориентированию, ездил в экспедиции.
Список этих мероприятий следующий: Лиепая -1973, Лиепая-1974, Усмас-Ринда-Ирбе-1975, Алтай-1976, Мста -1977, Дерпт-1979, Туркмения-1979, Туркмения-1980, Лиласте-1980, Кавказ-1983, Кавказ 1984, Тянь-Шань-1986, Тянь-Шань 1987, Карпаты-1987, Фанские горы-1987, Селигер-1988, Тянь-Шань-1988, Тянь-Шань-1989, Кавказ-1991, Монблан - 1996, Амата-1997, Лижма-1985, Кольский-2002, Абрамцево. Ну куда без Абрамцево! Ищем свое фото в соответствующем походе и жмем на него. Фото будут по-позже.
Маршрут похода на Бикини следующий: смотрим здесь